Что получит Екатеринбург от Экспо-2025, и сколько это стоит

Дмитрий КомаровЯромир Романов

Сегодня заявочный комитет Экспо-2025 впервые представил заявочную книгу Екатеринбурга, которую губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев презентовал Международному бюро выставок в Париже еще в сентябре этого года. Помимо досье Екатеринбурга, в котором описывается текущее состояние города, в ней также есть и мастер-план, рассказывающий о том, как будет выглядеть выставка и что Екатеринбургу останется после нее. Znak.com изучил эту книгу и рассказывает о том, какое жилье, дороги и транспорт появятся в городе, если он выиграет заявку, и сколько это стоит.

Метро, аэроэкспресс на ВИЗ и мост через пруд

По расчетам организаторов, Экспо в Екатеринбурге посетит 37 млн человек за 184 дня и порядка 312 тыс. человек в день. Поскольку по опыту предыдущих выставок в дни ключевых мероприятий число посетителей растет, площади выставки рассчитаны на прием 353–406 тыс. человек в день.

Интересно, что только около 5% от этих визитов будут иностранными.

Остальные гости Экспо, как прогнозируется в мастер-плане, будут из России, и примерно 50% визитов обеспечат жители Екатеринбурга и Свердловской области.

При этом, с точки зрения транспорта, сегодня Экспо-парк — не особенно доступная территория, а добираться до него пешком, по расчетам организаторов, будут порядка 35–41 тыс. человек в день. Для Екатеринбурга это очередная возможность лоббировать проект строительства второй ветки метро.

Мастер-план Экспо в Екатеринбурге обещает, что работа метро будет скоординирована с работой наземного транспорта, чтобы повысить эффективность использования самой высокоскоростной внедорожной магистрали. Создатели книги анонсируют, что «метро будет развиваться в соответствии с ранее принятыми документами» — то есть по трем линиям, которые пересекаются в центральной части города. Одна из линий, идущая на ВИЗ, как раз и должна получить станцию на транспортном хабе площадки Экспо. Вместе с тем губернатор Евгений Куйвашев на сегодняшней пресс-конференции ушел от ответа на вопрос, получит ли город вторую ветку. Он не исключил, что вместо этого в Екатеринбурге появится высокоскоростной трамвай, соединяющий Экспо-парк с одной из центральных частей города.

Транспортная доступность площадки Экспо

Это не единственная идея для общественного транспорта — регион рассматривает возможность связать аэропорт Кольцово и зону Экспо-2025 «высокоскоростной роскошной электричкой-аэроэкспрессом» и экспресс-автобусом. В целом транспортная система подъезда к парку еще не спроектирована, но власти обещают обеспечить ее мобильность и надежность. Последнее — за счет дублирования электротранспорта автобусными маршрутами и дублирования маршрутов в целом (что определенно противоречит планам Екатеринбурга отказаться от дублирующих маршрутов с 2019 года). Тем не менее к выставке будет создано несколько новых маршрутов, часть из которых пройдет вдоль спроектированного моста через Верх-Исетский пруд. Идея такого моста обсуждалась еще при подготовке предыдущей заявки Екатеринбурга на Экспо-2020. С объемом инвестиций в проект и сроками его создания пока ясности не много.

Внутри парка заявители хотят создать односторонний водный канал протяженностью 4,2 километра, по которому посетители выставки смогут перемещаться между шестью точками выставки.

Впрочем, и про автомобилистов организаторы, мягко говоря, не забыли: общая площадь парковок в парке на 500 гектаров составит 60 гектаров. Это порядка 500 парковочных мест для автобусов, 17,6 тыс. мест наземной автопарковки, 13,8 тыс. мест — подземной и еще 3 тыс. машиномест — для выделенной парковки участников в Экспо-деревне.

Жилые восьмиэтажки и парк развлечений

Хотя концепция застройки района Экспо еще не презентована, в книге уже указано, как примерно будет делиться рабочее пространство. Концепция выставки Экспо-2025 включает в себя Экспо-парк на 184 гектара, где расположатся павильоны, 114,2 гектара отойдут под жилые блоки для посетителей выставки, на еще 21 гектаре появится жилой район из 8–12-этажных домов. Кроме того, здесь планируют построить парк развлечений площадью 15 гектаров. Про него, правда, известно пока лишь то, что он будет.

В плане уже заявлен и концепт российского павильона — по словам Куйвашева, один из основных объектов «наследия Экспо» в странах-хозяйках выставки. Идеологически российский павильон должен стать «мостом» между Европой и Азией. По предложению городских властей, павильоны не демонтируют после закрытия выставки и будут использовать как основу для общественных зданий. Дизайн пока не готов — его будут определять «на всероссийском конкурсе». Но на идею посмотреть можно уже сейчас.

Эскиз площадки под Экспо-2025

Посмотреть можно и на основную площадку Экспо-арены — крытый павильон, который власти в будущем хотят приспособить под мультифункциональный центр для мероприятий на круглый год: хоккея, баскетбола, концертов. На самом Экспо арена будет использоваться для перфомансов, шоу и официальных церемоний — на случай плохой погоды. На эскизах видно, что ее дизайн вдохновлен внешним видом уральских минералов и драгоценных камней — это своеобразный трибьют «уральскому самоцвету», в который так и не превратился Центральный стадион в рамках реконструкции к ЧМ-2018.

Дизайн арены

Арена будет не единственной площадкой для публичных мероприятий Экспо-2025. Таких мультифункциональных зон будет сразу шесть, причем одна из них расположится на плавучей платформе у берега Верх-Исетского пруда.

Новый ВИЗ

Основным же итогом Экспо-2025 для Екатеринбурга, по замыслу авторов заявки, станет фактически новый отстроенный с нуля район города. 60% площади Экспо-парка займут озелененные площадки, широкие дороги и пешеходные маршруты, а павильоны, оставшиеся от Экспо, будут использоваться как обычная городская инфраструктура. Российский павильон станет торгово-развлекательным Экспо-музеем. На площадке останутся медицинский центр, спорткомплекс, центр детского творчества, многоцелевой выставочный комплекс и центр инноваций для детей. Последнему в заявке уделено особое внимание: «Чтобы конкурировать за работу в будущем, каждому ребенку важно иметь доступ к науке и технологиям; получить инженерное или математическое образование». Центр будет работать с сетью исследователей-практиков, разрабатывать и внедрять новые модели образования, в том числе и для социально уязвимых детей и семей.

Оставшиеся жилые постройки планируют использовать как жилье для студентов и молодых семей, а также сдавать в аренду. В связи с этим часть инфраструктуры района отведут детским садам, школам, больницам, спортплощадкам и сфере услуг. Скорее всего, останется и часть потребительской инфраструктуры Экспо — во время выставки здесь будет 450 торговых точек, рестораны на 1,9 тыс. посадочных мест, кафе самообслуживания и точки фастфуда на 3,9 тыс. мест и 5,4 тыс. мест в барах. Кроме того, город получит реконструированную и благоустроенную набережную в этом районе.

План полезных мест для посетителей выставки

Благодаря реорганизации транспортной инфраструктуры, к 2025 году город рассчитывает «уменьшить число пробок и выбросов», а также полностью обновить автобусный, троллейбусный и трамвайный парки. Конкретных цифр по затратам на это направление в заявке не приводится. Зато приводятся данные о том, что благодаря Экспо город рассчитывает в два-три раза увеличить пропускную способность по грузовому и пассажирскому трафику — для этого, в частности, хотят создать новый международный грузовой комплекс в аэропорту Кольцово.

Сколько это стоит

Как заявил сегодня вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович, затраты на строительство инфраструктуры в Екатеринбурге составят около 100–150 млрд рублей (98,6 млрд капитальных вложений — если опираться на заявочную книгу). Почти треть этой суммы — 31,3 млрд рублей — уйдет на создание парковок, дорог (в том числе внутренней сети дорог в Экспо-парке), озеленение и освещение территории. Еще треть бюджета — 35,8 млрд рублей планируют направить на создание павильонов и других конструкций Экспо-парка, в том числе логистических объектов. В связи с этим Дворкович призвал журналистов не оценивать это как «траты на Экспо», потому что федерация все равно планировала вкладывать эти деньги в развитие города.

Если рассматривать это с таких позиций, по прогнозам, России даже удастся заработать на самой выставке. Расходы на организацию выставки за полгода оцениваются в 49,1 миллиарда рублей. По предварительным расчетам, организаторы могут выручить 27,2 млрд рублей от продажи билетов и еще 28,6 млрд рублей — от коммерческой деятельности на выставках. Таким образом, непосредственно мероприятие работает в плюс и заработает по планам примерно 6,7 млрд рублей за весь период.

Рядовым посетителям выставки придется заплатить за билет. Базовый будет стоить 1000 рублей. Как отмечают в заявочной книге, выставка станет одним из самых доступных мероприятий в городе, если сравнивать с футбольными матчами и концертами. Минимальная цена билета составит всего 500 рублей, с учетом ночной скидки на посещение. Кроме того, предусмотрены абонементы на несколько дней выставки, скидки для посетителей с детьми и так далее. Но, как считают организаторы, именно базовый билет станет самым востребованным среди посетителей — его, предположительно, купит 7 млн человек.

Официально защита проекта Экспо-2025 в Екатеринбурге перед международным бюро выставок пройдет 15 ноября, в Париже. Окончательное же решение о стране — хозяйке выставки будет принято только в ноябре 2018 года, на генеральной ассамблее МБВ.

По материалам: znak
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *